Выпускник должен определить должность, на которую он претендует, её соответствие направлениям деятельности по полученной им квалификации по специальности и отрасль народного хозяйства, избранную для трудоустройства.
После чёткого определения перечисленных показателей можно приступать к поиску вариантов трудоустройства и составлению деловых бумаг.
Существует несколько видов деловых бумаг, способствующих поиску работы и трудоустройству:
Автобиография– это документ, составляемый для саморекламы или маркетинга: основная цель автобиографии – «продать продукт», в данном случае себя, рекламируя свои положительные качества, соответствующие требованиям должности. Это может склонить потенциального работодателя к «покупке товара», т. е. приглашению ищущего работу на собеседование.
Автобиография содержит:личные данные, профессиональную характеристику и дополнительные сведения.
Автобиография должна быть краткой (максимум две страницы) и в ней необходимо:
Еженедельная газета «Аргументы и факты» № 8, 2007 г. Опубликовала материал «Резюме – способ предоставить себя»:
«… РЕЗЮМЕ – это «лицо» человека, который ищет работу, первый и нередко решающий момент знакомства работодателя и кандидата. По сути, резюме (происходит от французского слова «resume» - краткая информация) – это «европезированный» аналог существовавшей в советские времена автобиографии. Только выслать его сегодня нужно до встречи с потенциальным работодателем, чтобы он из многих кандидатов смог отобрать подходящих и только потом пригласить их на очную встречу (собеседование). Возможен и другой вариант: каждый может поместить резюме в Интернете или в специализированном журнале, посвящённом поиску работы…»
Эффективное резюме состоит из трёх блоков: личные данные, образование и опыт работы.
Первые два пункта занимают от ? до ? всего места, остальная информация приходится на опыт работы.
Как правильно составить резюме:
Требования к резюме:
Используйте только качественную бумагу, пишите разборчиво. Удобно располагайте текст, разделяйте его на параграфы. Проверьте и исправьте ошибки и опечатки. Резюме должно легко читаться.
Резюме представляет Вашу кандидатуру на конкурсе, а он, как правило, очень жестокий. Менеджер по персоналу, работник отдела кадров получают за день десятки, а то и сотни резюме. Они оценивают их по нескольким ключевым словам фразам. Находят нужные слова и фразы – оставляют такое резюме, приглашают кандидата на собеседование (часто это лишь отборочный тур). Не находят – резюме летит в корзину для бумаг. И если Ваше резюме плохо составлено, оно окажется именно в корзине, а не на столе руководителя фирмы или предприятия.
Международная практика свидетельствует, что при значительном росте безработицы (десятки и сотни претендентов на каждую вакансию работодатели не могут лично побеседовать со всеми. И тогда принципиальное значение приобретают письма. Вместо того чтобы ответить на звонок кандидата: «Приходите к нам, побеседуем», ему говорят: «Напишите нам, пришлите автобиографию (резюме)».
Подготовка и отправка писем о желании быть принятым на работу – один из важнейших этапов трудоустройства.
Письма делятся на:
Большое количество времени работодателю сбережет выпускник, ищущий работу, и оказавшийся в нужном месте и в нужное время. Вот поэтому надо посылать свои поисковые письма во многие организации (предприятия).
Студенты должны:
Понимать важность грамотного изложения информации о желании получить работу;Любое лицо или организация, которые могут предложить, и есть варианты трудоустройства; их гораздо больше, чем публикуемых вакансий; большинство вакансий вообще никогда не рекламируется.