Технология трудоустройства - БМТК

Рекомендуем

Составление резюме

Выпускник должен определить должность, на которую он претендует, её соответствие направлениям деятельности по полученной им квалификации по специальности и отрасль народного хозяйства, избранную для трудоустройства.

После чёткого определения перечисленных показателей можно приступать к поиску вариантов трудоустройства и составлению деловых бумаг.

Существует несколько видов деловых бумаг, способствующих поиску работы и трудоустройству:

Автобиография

Автобиография– это документ, составляемый для саморекламы или маркетинга: основная цель автобиографии – «продать продукт», в данном случае себя, рекламируя свои положительные качества, соответствующие требованиям должности. Это может склонить потенциального работодателя к «покупке товара», т. е. приглашению ищущего работу на собеседование.

Автобиография содержит:личные данные, профессиональную характеристику и дополнительные сведения.

Автобиография должна быть краткой (максимум две страницы) и в ней необходимо:

  • описывать лучшие профессиональные черты (в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста, «переносимые» навыки, самый значимый опыт);
  • подходить к информации в автобиографии избирательно; например, о некоторых моментах можно только упомянуть, а о других -рассказать более подробно. 

Резюме

Еженедельная газета «Аргументы и факты» № 8, 2007 г. Опубликовала материал «Резюме – способ предоставить себя»:

«… РЕЗЮМЕ – это «лицо» человека, который ищет работу, первый и нередко решающий момент знакомства работодателя и кандидата. По сути, резюме (происходит от французского слова «resume» - краткая информация) – это «европезированный» аналог существовавшей в советские времена автобиографии. Только выслать его сегодня нужно до встречи с потенциальным работодателем, чтобы он из многих кандидатов смог отобрать подходящих и только потом пригласить их на очную встречу (собеседование). Возможен и другой вариант: каждый может поместить резюме в Интернете или в специализированном журнале, посвящённом поиску работы…»

Эффективное резюме состоит из трёх блоков: личные данные, образование и опыт работы.
Первые два пункта занимают от ⅓ до ½ всего места, остальная информация приходится на опыт работы. 

Как правильно составить резюме:

  • располагайте информацию в хронологическом порядке;
  • выражайте мысли лаконично, перечисляя места работы, указывайте, каким был основной круг ваших обязанностей;
  • реально и чётко сформируйте цель поиска: какую именно работу ищите;
  • не поленитесь вписать все пройденные тренинги, курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации и т. д.;
  • не забывайте указывать все свои контакты – телефоны (мобильный и домашний), e-mail, домашний адрес и т. д., по которым вас пригласят на собеседование.

Требования к резюме:

  • краткость: объём текста не должен превышать двух страниц (большой текст, вероятно, не будет читаться работодателем);
  • уместность: пишите только о том, что имеет отношение к будущей работе, избегайте ненужных деталей и подробностей;
  • правдивость: представляйте только ту информацию, которую вы можете полностью подтвердить; сведения, сообщаемые в резюме, могут в последующем проверяться;
  • позитивный характер: создавайте благоприятное впечатление, подчёркивайте только положительные качества и сильные стороны, перечисляйте только успехи, не выключайте информацию, которая может не понравиться работодателю;
  • систематичность: избегайте информацию последовательность, не допускайте пропусков во времени;
  • уникальность: пишите о том, что характеризует именно вас и отличает от большинства других кандидатов;
  • грамотность, аккуратность: пользуйтесь точными формулировками, избегайте непонятных сокращений и жаргонов.

Используйте только качественную бумагу, пишите разборчиво. Удобно располагайте текст, разделяйте его на параграфы. Проверьте и исправьте ошибки и опечатки. Резюме должно легко читаться.

Резюме представляет Вашу кандидатуру на конкурсе, а он, как правило, очень жестокий. Менеджер по персоналу, работник отдела кадров получают за день десятки, а то и сотни резюме. Они оценивают их по нескольким ключевым словам фразам. Находят нужные слова и фразы – оставляют такое резюме, приглашают кандидата на собеседование (часто это лишь отборочный тур). Не находят – резюме летит в корзину для бумаг. И если Ваше резюме плохо составлено, оно окажется именно в корзине, а не на столе руководителя фирмы или предприятия.

Письма

Международная практика свидетельствует, что при значительном росте безработицы (десятки и сотни претендентов на каждую вакансию работодатели не могут лично побеседовать со всеми. И тогда принципиальное значение приобретают письма. Вместо того чтобы ответить на звонок кандидата: «Приходите к нам, побеседуем», ему говорят: «Напишите нам, пришлите автобиографию (резюме)».

Подготовка и отправка писем о желании быть принятым на работу – один из важнейших этапов трудоустройства.

Письма делятся на:

  • письма – отклики на рекламируемую вакансию (например, в рекламе говорится: «обращаться письменно», «напишите нам подробно об имеющемся у вас опыте», «напишите, чтобы получить от нас установленное заявление – анкету для приема на работу»);
  • «поисковые» письма, адресованные работодателю без объявления им вакансии (например, возникла идея отослать автобиографию (резюме) в организацию, где могут быть подходящие вакансии), имеют свои преимущества: они сравнительно дешевы, освещают все детали и могут поступить к адресу в нужное время. Кроме того, у работодателя остаётся письменный документ о потенциальном кандидате на работу.

Большое количество времени работодателю сбережет выпускник, ищущий работу, и оказавшийся в нужном месте и в нужное время. Вот поэтому надо посылать свои поисковые письма во многие организации (предприятия).

Студенты должны:

Понимать важность грамотного изложения информации о желании получить работу;

Уметь написать деловое письмо, в том числе «поисковое», которое можно выслать вместе с автобиографией (резюме).

Любое лицо или организация, которые могут предложить, и есть варианты трудоустройства; их гораздо больше, чем публикуемых вакансий; большинство вакансий вообще никогда не рекламируется.