Положение об организации промежуточной и ежемесячной аттестации студентов

  1. Общие положения
  2. Планирование промежуточной и ежемесячной аттестации
  3. Подготовка и проведение зачета и контрольной работы по отдельной дисциплине
  4. Подготовка и проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам
  5. Заключительные положения

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано на основе письма Минобразования России от 05.04.99г. № 16-52-59ин\16-13 «О рекомендациях по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования».

1.2. Промежуточная аттестация является основной формой учебной рабо-ты студентов согласно Типовому положению об образовательном учрежде-нии среднего профессионального образования (среднем специальном учеб-ном заведении), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994г. № 1168.

1.3. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельно-сти студента за семестр, ежемесячная – за месяц.

1.4. Основными формами промежуточной аттестации являются:

      • экзамен по отдельной дисциплине;
      • комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам;
      • зачет по отдельной дисциплине;
      • курсовая работа (проект);
      • контрольная работа.

1.5. Формы и порядок промежуточной и ежемесячной аттестации выби-раются колледжем самостоятельно, периодичность промежуточной аттеста-ции определяется рабочими планами.

1.6. Государственный образовательный стандарт в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (далее – Государственные требования) предусматривает объ-ем времени, отводимый на промежуточную аттестацию и устанавливает верхний предел числа экзаменов и зачетов, проводимых в учебном году – не более 8 экзаменов и 10 зачетов. В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам.

1.7. На весь период обучения предусматривается выполнение не более 3-х курсовых работ (проектов) по дисциплинам общепрофессионального и спе-циального циклов.

1.8. Объем времени, отводимый на аттестацию, может быть увеличен за счет резерва времени учебного заведения, установленного Государственны-ми требованиями.

1.9. Промежуточная и ежемесячная аттестация обеспечивают оперативное управление учебной деятельностью студента и ее корректировку и проводит-ся с целью определения:

    • соответствия уровня и качества подготовки специалиста ГОС СПО в части Государственных требований;

    • полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине или ряду дисциплин;

    • сформированности умений применять полученные теоретические зна-ния при решении практических задач и выполнении лабораторных работ;
    • наличия умений самостоятельной работы с учебной литературой.

2. Планирование промежуточной и ежемесячной аттестации

2.1. Колледж самостоятельно устанавливает количество и наименование дисциплин для следующих форм промежуточной аттестации:

  • экзамена по отдельной дисциплине, экзамена по разделу (разделам) дисциплины;
  • комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам;
  • зачета по отдельной дисциплине;
  • курсовой работы (проекта), если она не предусмотрена Государствен-ными требованиями;
  • контрольной работы по отдельной дисциплине.

2.2. При разработке рабочего учебного плана предусматривается та или иная форма промежуточной аттестации по всем дисциплинам, включая дисциплины по выбору и дисциплину «Физическая культура».

2.3. При выборе дисциплин для экзамена колледж руководствуется следующим:

  • значимостью дисциплины в подготовке специалиста;
  • завершенностью изучения учебной дисциплины;
  • завершенностью значимого раздела в дисциплине.

В случае изучения дисциплины в течение нескольких семестров возможно проведение экзаменов в нескольких или каждом из семестров.

2.4. При выборе дисциплин для комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам необходимо руководствоваться наличием между ними межпредметных связей. Наименование дисциплин, входящих в состав комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам, указывается в скобках после слов «Комплексный экзамен» при составлении экзаменационных материалов, записи в экзаменационной ведомости, зачетной книжке и приложении к диплому.

2.5. По завершению всего курса обучения такими формами контроля учебной работы студентов как экзаменами по дисциплине и комплексными экзаменами должно быть охвачено не менее 60% дисциплин основной профессиональной программы по специальности. В одном учебном году предполагается не менее 6 дисциплин.

2.6. Зачет по отдельной дисциплине как форма промежуточной аттестации может предусматриваться по дисциплинам:

    • которые согласно рабочему учебному плану изучаются на протяжении нескольких семестров;

  • на изучение которых, согласно рабочему учебному плану, отводится наименьший по сравнению с другими объем часов обязательной учебной нагрузки. Как правило, по таким дисциплинам требования к выпускнику предъявляются на уровне представлений и знаний.

2.7. Контрольная работа по дисциплине, реализуемая в конце семестра, предусматривается по тем дисциплинам, которые в основном предполагает решение практических задач.

2.8. Ежемесячная аттестация проводится преподавателем, ведущим соответствующую дисциплину, в каждой учебной группе и представляет собой результат текущей успеваемости за прошедший календарный месяц.

2.9. При наличии у студента более 30% пропущенных по неуважительной причине теоретических занятий или хотя бы одного практического (лабораторного) занятия, он считается неаттестованным по данной дисциплине на данный момент.

2.10. Проводится ежемесячная аттестация на 17-19 число каждого месяца и может служить основанием для временного приостановления выплаты академической и социальной стипендии.

3. Подготовка и проведение зачета и контрольной работы по отдельной дисциплине

3.1. Зачет и контрольная работа по дисциплине проводится за счет объема времени, отводимого на изучение дисциплины.

3.2. Вопросы и задания для проведения зачета составляются преподавателем дисциплины, обсуждаются на предметных (цикловых) комиссиях и утверждаются заместителем директора по учебной работе.

3.3. Форма проведения зачета (устный, письменный, комбинированный, тестовый, с применением ЭВМ и т.д.) устанавливается преподавателем.

3.4. В необходимых случаях студенты с разрешения преподавателя могут пользоваться справочной литературой.

3.5. В критерии оценки уровня подготовки входят:

    • уровень освоения студентом материала, предусмотренного рабочей программой по дисциплине;

    • обоснованность, четкость, краткость изложения ответа;

  • соответствие уровня подготовки студентов государственных требований по специальности 2702.

3.6. При проведении зачета уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), и выставляется в журнале учебных занятий в отдельной графе.

3.7. В случае неявки студента на зачет преподавателем в журнале учебных занятий делается пометка «не явился».

3.8. Студенту, не явившемуся на зачет по неуважительной причине, выставляется неудовлетворительная оценка. В случае уважительной причины зам. директора по учебной работе назначает студенту другой срок сдачи зачета.

3.9. Оценка, полученная студентом при зачете, является, как правило, определяющей при выставлении итоговой оценки по дисциплине.

3.10. Студентам, не согласным с итоговой оценкой, выставленной с учетом результата зачета предоставляется право сдачи экзамена по данной дисциплине по завершении экзаменационной сессии.

3.11. Количество контрольных работ проводимых с целью промежуточной аттестации по дисциплинам, устанавливается рабочим учебным планом по данной специальности. По предложению предметной (цикловой) комиссии могут быть введены дополнительные контрольные для текущего контроля знаний по наиболее значимым разделам или темам дисциплины.

3.12. Задания для контрольной работы разрабатываются преподавателем данной дисциплины и рассматриваются предметной (цикловой) комиссией. Задания должны целостно отражать объем проверяемых знаний и практических умений по решению задач.

3.13. Учебное время, отводимое на проведение контрольной работы, не должно превышать одного учебного часа (за исключением проведения работы по языку и литературе).

3.14. В критерии оценки уровня подготовки студента входят:

  • уровень освоения студентом теоретического материала, подлежащего проверке;
  • обоснованность, четкость и краткость изложения ответов;
  • умения студента использовать теоретические знания при решении примеров, задач.

3.15. При проверке контрольной работы необходимо:

    • отметить каждую ошибку и неточность по существу учебного материала и дать краткое объяснение сущности их, или, не исправлял, указать студенту какой раздел или параграф учебника должен изучить студент, чтобы восполнить пробелы в знаниях;

    • обратить внимание на качество и точность расчетной и графической части (чертеж, схема, график, диаграмма и т.д.), наличие единиц измерения; и указать, если возможно, более рациональный или короткий путь решения задачи;

  • уточнить нечеткие и исправить неправильные формулировки, подчеркнуть все замеченные грамматические ошибки и стилистические погрешности.

3.16. В замечаниях в тексте контрольной работы или на полях не допускается никаких неясностей, сокращения слов, употребления слов и терминов, значение которых может быть не понятно студентам, постановка вопросительных, восклицательных и других знаков без соответствующих разъяснений. Замечания должны быть сделаны с соблюдением педагогического такта.

3.17. Все исправления в тексте и замечания на полях пишутся понятным студенту языком и разборчивым почерком. Исправления производятся пастой, отличной по цвету от пасты, которой написана контрольная работа.

3.18. Уровень выполнения контрольной работы оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно).

3.19. Контрольная работа, в которой не раскрыто основное содержание вопроса, в решении задач, в выполнении графической части задания и т.д., а также выполненная несамостоятельно, оценивается баллом (неудовлетворительно) и возвращается студенту с пробной рецензией для дальнейшей работы по восполнению пробелов в знаниях.

3.20. При получении неудовлетворительной оценки студенту в срок, установленный преподавателем, предлагается выполнение нового варианта контрольной работы.

3.21. Оценка, полученная за контрольную работу учитывается при выставлении итоговой оценки по дисциплине.

4. Подготовка и проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам

4.1. Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, установленных графиком рабочего учебного плана и графиком учебного процесса. На каждую экзаменационную сессию составляется утверждаемое директором колледжа расписание экзаменов, которое доводится до сведения студентов и преподавателей не позднее чем за две недели до начала сессии.

4.2. К экзамену по дисциплине или комплексному экзамену по двум или нескольким дисциплинам допускаются студенты полностью выполнившие все лабораторные работы и практические задания, контрольные работы и курсовые проекты (работы) по данной дисциплине или дисциплинам.

4.3. В расписании экзаменов для одной группы в один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами составляет не менее двух календарных дней. Первый экзамен может быть проведен в первый день экзаменационной сессий.

4.4. Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины (дисциплин) и охватывают ее (их) наиболее актуальные разделы и темы. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний.

4.5. Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на экзамен, разрабатывается преподавателями дисциплины (дисциплин), обсуждается на цикловых (предметных) комиссиях и утверждается заместителем директора по учебной работе не позднее чем за месяц до начала сессии. Количество вопросов и практических задач в перечне должно превышать количество вопросов и практических задач, необходимых для составления экзаменационных билетов.

4.6. На основе разработанного и объявленного студентам перечня вопросов и практических задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену, составляются экзаменационные билеты содержание которых до студентов не доводится. Вопросы и практические задачи носят равноценный характер. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть применены тестовые задания.

4.7. Форма проведения экзамена (экзаменов) устная, письменная или смешанная устанавливается колледжем и доводится до сведения студентов.

4.8. Основные условия подготовки к экзамену:

    • колледж определяет перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, которые разрешены к использованию на экзамене;

    • в период подготовки к экзамену могут проводится консультации по экзаменационным материалам за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации;

  • к началу экзамена должны быть подготовлены необходимые документы: экзаменационные билеты, наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене, экзаменационная ведомость.

4.9. Экзамен по дисциплине (дисциплинам) проводится в специально подготовленных помещениях. На выполнение задания по билету студенту отводится не более 1 академического часа.

4.10. Экзамен принимается, как правило, преподавателем, который вел учебные занятия, по данной дисциплине в экзаменационной группе. На сдачу устного экзамена предусматривается не более одной трети академического часа на каждого студента, на сдачу письменного экзамена – не более трех часов на учебную группу.

4.11. Комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам принимается, как правило, теми преподавателями, которые вели занятия по этим дисциплинам в экзаменуемой группе. На сдачу устного экзамена предусматривается не более половины академического часа на каждого студента, на сдачу письменного экзамена – не более трех часов на учебную группу.

4.12. В критерии оценки уровня студента входят:

  • уровень освоения студентом материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине (дисциплинам);
  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.

4.13. Уровень подготовки студента оценивается в баллах: 5(отлично), 4(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

4.14. Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную книжку студента (кроме неудовлетворительной) и экзаменационную ведомость (в том числе неудовлетворительные). Экзаменационная оценка по дисциплине за данный семестр является определяющей независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля.

4.15. В случае неявки студента на экзамен преподавателем в экзаменационной ведомости делается отметка «не явился».

Студенту, не явившемуся на экзамен по неуважительной причине, выставляется неудовлетворительная оценка.

В случае уважительной причины директор колледжа назначает студенту другой срок сдачи экзамена.

4.16. По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому студент получил неудовлетворительную оценку. С целью повышения оценки допускается повторная сдача экзамена. Пересдача экзаменов по каждой дисциплине допускается не более одного раза. Прием пересдачи экзамена производится комиссией, назначаемой директором, в письменной форме.

4.17. Присутствие на экзамене посторонних лиц без разрешения директора колледжа не допускается.

4.18. Письменные экзаменационные работы выполняются на бумаге со штампом колледжа, сдаются в учебную часть и хранятся в личном деле студента.

5. Заключительные положения

5.1. Контроль за реализацией настоящего Положения осуществляет заместитель директора по учебной работе и заведующие отделениями.

5.2. В целях реализации настоящего положения директор колледжа издает соответствующие приказы и распоряжения.

5.3. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения директором колледжа по согласованию с Советом ГОУ СПО «БМТК».